суббота, 11 июня 2016 г.

"Страшный суд" Микеланджело в Сикстинской капелле: мне бы в небо мне бы в небо...(с)

Сегодня мы поговорим о голубом. Нет, не о сегодняшнем гей-параде в Риме, и даже не о законе об однополых браках, который приняли недавно "из-под стола" в итальянском парламенте))) Мы будем размышлять о самом прекрасном, самом дорогом и желанном цвете в живописи - об ультрамарине! А вы шо подумали, м?



Микеланджело в Сикстинской капелле: 20 лет спустя


Наверное, многие из вас помнят, что Сикстинская капелла и Микеланджело - это как нуга и карамель, вместе навсегда. Микеланджело начал свой нелегкий труд в капелле, когда принял заказ на роспись потолка при Папе Юлии II (далее в тексте для моих камрадов и фанатов-вандалов - просто U2), параллельно работая над его монументальной гробницей. Вообще U2 был тот еще Папа, с характером, и Микеланджеловы нервы он трепал регулярно с разной степенью успеха. Как бы то ни было, Мики закончил роспись потолка в 1513 году и покинул Рим. Вернулся в Вечный город он ровно 20 лет спустя, в возрасте 60 лет.

Даже не разбирающийся в искусстве человек может с первого взгляда увидеть, как сильно отличается стиль мастера в росписи свода капеллы и алтарной стены, где находится "Страшный суд". В первом случае мы видим достаточно гармоничную уравновешенную композицию, во втором случае - треш, ад, рай, ангелов, трубящих в трубы, "рагу" из обнаженных человеческих тел, в центре ужаснейший в своем гневе Иисус и маленькая фигурка съежившейся Марии - и все это почему?

Проиллюстрирую непростую геополитическую ситуацию той эпохи фразой из Гоблинского перевода "Властелина колец":

Мир изменился...
Я чувствую это в земле.
Я чувствую это в воде.
...вот теперь и воздухе что-то почувствовала...

Эм, да. Так что же произошло такого в мире, что новый олигарх Папа Павел III Фарнезе решил  уничтожить фрески Перуджино и украсить алтарную стену капеллы адским Страшным судом шириной 13 метров и около 20 метров в высоту? А произошло вот что: мозг людей тогда буквально взрывался от обилия важных исторических событий!

  • 1519: Магеллан отправляется в кругосветное путешествие. Интересно отметить, что в числе открытий, сделанных Магелланом, было исследование дельты реки Ла Плата между современными Аргентиной и Уругваем. Почему я об этом пишу? Потому что именно аллегория Рио де Ла Плата представляет Америку на фонтане Бернини на площади Навона. Потому, что после Магеллана некто Себастьяно Кабото поднялся по течению реки в глубь континента, и вернулся обратно в Рим, нагруженный слитками серебра. Поэтому рядом с Рио де ла Плата на фонтане лежат монетки. Но...боюсь, это отдельная история;
  • 1517 г.: сердце поэта богослова Мартина Лютера не выдержало, и он накатал свои знаменитые 95 тезисов, которые разнесли католическую церковь в пух и прах. Тем самым было положено начало движению Реформации, и, соответственно, Контрреформации - не могли же католики оставить такой наезд без внимания! 
  • в это же время в Мексике бушевал "Кровавый пир" на алтаре бога Уицилопотчли (и заметьте, это имя я написала по памяти без подсказки, потому что "Дочь Монтесумы" была моей настольной книгой!). Правда, лавочку быстро прикрыли, и Теточтитлан пал, захваченный Кортесом. Империя ацтеков была уничтожена. 
  • Теперь фаны сериала "The Tudors" поймут о чем я, когда я скажу 2 слова "Анна Болейн" и "англиканская церковь", главой которой стал король Герних VIII собственной персоной. А все остальные пусть мысленно посмакуют коктейль bloody mary и вспомнят, какая же Мария так отличилась, что вошла в историю под этим прозвищем. 



Ну и самое главное - то, что произошло в Риме в 1527 г.: Великое разграбление Рима немецкими наемниками-ландскнехтами. Пошалили немцы знатно: неприличными словами расписали все виллы, дворцы, церкви и заборы Рима, домогались римских бюргеров и фройляйн, курощали и низводили разных там художников, ну что я вам рассказываю - всем известно, что делает с городом озверевшая солдатня. А весь этот замес получился из-за конфликта между Папой Климентом VII Медичи и императором Cвященной Римской Империи Карлом V Габсбургом, он же Карлос I, король Испании, он же Гога, он же Жора, он же последний император, коронованный когда-либо Папой.

В общем, не нравилось Папе усиление власти рода Габсбургов в Италии, и в результате разных военных действий и бездействий Рим был захвачен немецкими наемниками (большая часть которых, кстати, придерживалась  протестантских идей!), которые пограбили его ТАК, как это не удавалось ни Гоге, ни Гоше, ни Жоре, ни всем варварам, вместе взятым. Сам Папа Климент чудом спасся, благодаря отваге швейцарских гвардейцев, мужественно защищавших его, ну и денежному кровопусканию папской казны в виде Nцати тысяч скуди, которые купили свободу Папы. Но это уже отдельная история, которую я расскажу как-нибудь позже...или никогда.

Эти события имели важные последствия и в истории искусства тоже:
  1. Все были в шоке - Папа, европейцы, даже сами протестанты засомневались в методах немецких ландскнехтов, мол, галоперидолом вас надо подколоть, проказники озорные;
  2. Как следствие, появляется ощущение неустойчивости, хрупкости мира. Еще бы - если христиане-протестанты разграбили столицу-оплот христиан-католиков, и чуть не прибили и.о. св. Петра на земле - вот как тут можно быть уверенным в завтрашнем дне? Шожэто творицца, граждане? Эпоха Возрождения в Риме закончилась так же резко, как дозор Джона Сноу в 6 сезоне. 
  3. Искусство очень четко реагирует на изменения в мире - появляется новое художественное течение - "маньеризм". 

Маньеризм - это утрата гармонии, которая пронизывает все искусство эпохи Возрождения. Проще говоря, глядя на потолок Сикстинской капеллы или на фрески Рафаэля в апартаментах папы U2, Вы в некотором смысле достигаете дзена - ясная композиция, локальные цвета, более-менее понятен сюжет или хотя бы главный герой на фреске. В маньеризме все фигуры начинает крутить, как в центрифуге, либо еще хуже - все герои вдруг застывают в позе "гламурного спазма" (так называемый S-образный изгиб фигур, или змеевидный силуэт), в палитре появляются различные полутона, оттенки, исчезает ясность композиции и подчас появляется даже латентный эротизм. Возьмите того же Бронзино - екарный бабай, вот оно, искусство обольщения зрителя. А вы все на инстаграмных кур пялитесь))) хотя, пожалуй, все логично, просто раньше инстаграмом для масс были фасады, картины, фрески, рельефы, скульптура...



И вот этот самый Папа Климент, переживший такую нидеццкую травму, заказывает Микеланджело фреску "Страшный суд" в Сикстинской капелле. Дабы взробели протестанты и прочие маловеры, поелику в раю для них местов преболее нету, и даже в плевнице ложе не сдадутЪ. Короче, чтобы знали, какая судьба им уготована.

Вот что пишет Джорджо Вазари в жизнеописании Микеланджело: "Клименту хотелось, чтобы на этих стенах, а именно на главной из них, там, где алтарь, был написан Страшный суд, так чтобы можно было показать на этой истории все, что было в возможностях рисунка, а на другой стене, насупротив, приказано было над главными дверями показать, как был изгнан с небес Люцифер за свою гордыню и как были низвергнуты в недра ада все ангелы, согрешившие вместе с ним".

А Ирвинг Стоун отлично визуализирует эту сцену: "Папа прислал во Флоренцию карету с кучером, приказав Микеланджело ехать в Рим: пусть он немного окрепнет под луами южного солнца, и, помимо того, папе надо поделиться с ним новым планом. Клемент устроил в Ватикане торжественный обед, пригласив на него друзей Микеланджело по флорентинской колонии; для развлечения гостя тут же было разыграно несколько комедийных пьес. 

Клемент заботился о здоровье Микеланджело вполне искренне, словно о здоровье любимого брата, но скоро он открыл и свой замысел: не согласится ли Микеланджело написать на огромной алтарной стене Систины Страшный Суд? 

Микеланджело вновь и вновь спрашивал себя, хватит ли у него силы взвалить на свои плечи такое тяжкое бремя, как "Страшный Суд". Чтобы расписать алтарную стену Систины, потребуется не меньше пяти лет: это будет самая большая стена в Италии, отведенная под одну фреску".

[И действительно, если подсчитать примерно, какую площадь занимает эта фреска на стене, получится около 260 кв.м! Вау? - Не то слово!] Вот и сказочке конец, а кто слушал...Да черта с два вам конец, я же обещала лонгрид!!! Продолжение следует...Ждите-с вторую часть саги о Нибелунгах, то есть о синей краске!

Комментариев нет:

Отправить комментарий