среда, 18 марта 2015 г.

Дафна плавно превращается...превращается...превращаааается....в ДЕРЕВО!

Как можно приехать в рим и не подавиться спортивного интереса ради в летней, набитой битком туристами галерее боргезе? :) Похоже, еще до того, как попасть туда, мы уже практически наизусть знали все шедевры коллекции несравненного шЫпиона Боргезе, которые в нас систематически запихивали преподаватели в универе на лекциях. А потом перед экзаменами мы еще раз запихивали эти знания в головы, утрамбовывая их, как утрамбобывают японцев в метро.




И я вот как-то раз подумала, почему бы не сделать несколько смешных постов об искусстве, чтобы у всех несведущих, но искренне желающих приобщиться, возникло желание совершить паломничество в какой нибудь римский музЭй и распробовать искусство на вкус. А вдруг понравится? Пока начну с самого элементарного - разбора сюжетов. 

Ну вот Бернини, например. Кто такой Бернини?-спросите вы. Если я включу искусствоведа, начну нудеть, что это гений и маэстро римского барокко, выдающийся скульптор и архитектор, в его послужном списке стотыщ шедевров, няняня. В общем, гений чистой красоты, человек и пароход своего времени.

И вот перед нами один из шедевров Бернини в галерее Боргезе: несравненная скульптура Бернини на весьма (как оказалось) популярную мифологическую тему - Мужик и Дерево Аполлон и Дафна. Вот. Про неразделенную любовь, значит.

Чтобы разобраться в содержательной стороне вопроса, нужно не полениться и залезть в "Метаформозы" Овидия и найти соответствующую часть, где рассказывается эта история безответной любви Аполлоши. 

Итак. Победив  ужасного Пифона своими золотыми стрелами, Аполлон учредил Пифийские игры в честь этой победы, которой он весьма гордился. Греческие юноши, выигравшие состязания, получали в знак победы венок из дубовых листьев (так как лавра тогда еще не было). И эта маленькая деталь, о которой упоминает Овидий, весьма важна для нас. Гордый своей победой, Аполлон совсем надулся от собственной важности, и однажды потроллил Купидона, мол, ну-ну малыш, играешься с луком? Утютю не пристали детям такие игрушки, мой лук больше, значит - круче, а что твой сделал для хипхопа? А, какие то страсти и факелы любви разжигает? ну-ну!

Аполлон Бельведерский, Ватиканские музеи
Купидон эти слова не простил, и, чтобы проучить заносчивого блондина, подстрелил стрелой, что любовь отвращает, нимфу Дафну, дочь Пенея, которая славилась тем, что мысли о любви и замужестве были ей еще до стрелы Купидона противны, а уж после и тем более. В нашего прекрасного блондина  Аполлона Купидон метнул ту, что разжигает. Ранил до мозга костей, кстати. 

Вот вам и драма получилась-он ее любит, а она его-нет:

"Схвачены были тесьмой волос ее вольные пряди.
Все домогались ее, — домоганья ей были противны:
И не терпя и не зная мужчин, все бродит по рощам:
Что Гименей, что любовь, что замужество — нет ей заботы".
Ей-то нет заботы, а бедняга Аполлон с ума сходит от ее красоты. Сначала комплиментами нимфу мучил, потом мольбами, а затем он перешел на угрозы - мол, я человек важный, обо мне в интернете написано, я не пастух какой без роду без племени, ну-ка иди сюда!!!

"Все ж, полюбилась кому, спроси; я не житель нагорный,
Я не пастух; я коров и овец не пасу, огрубелый.
Нет, ты не знаешь сама, горделивая, нет, ты не знаешь,
Прочь от кого ты бежишь, — оттого и бежишь! — мне Дельфийский
Край, Тенед, и Клар, и дворец Патарейский покорны.
Сам мне Юпитер отец. Чрез меня приоткрыто, что было,
Есть и сбудется; мной согласуются песни и струны.
Правда, метка стрела у меня, однако другая
Метче, которая грудь пустую поранила ныне.
Я врачеванье открыл; целителем я именуюсь
В мире, и всех на земле мне трав покорствуют свойства.
Только увы мне! — любви никакая трава не излечит...
(ну, это он еще домашний ганджубас моего римского камрада Гаспара не пробовал, а то сразу бы излечился, как пить дать). 

Слушая весь этот горячечный бред, Дафна решила утекать подальше от перевозбужденного блондина. Тот - за ней. Тоже кабанчиком))). Уже почти нагнал, похотливо дышит в затылок, хочет обнять бедняжку, и тут она обращается к своему отцу с просьбой избавить ее от этого любовного кошмара: 
молвит: «Отец, помоги! Коль могущество есть у потоков,
Лик мой, молю, измени, уничтожь мой погибельный образ!»

и ТУТ...начинается метаморфоза...или подействовал ганджубас Гаспара? Как бы то ни было,
Только скончала мольбу, — цепенеют тягостно члены,

Дафна преврашается...

Нежная девичья грудь корой окружается тонкой, 
Волосы — в зелень листвы превращаются, руки же — в ветви;
превращается...

Резвая раньше нога становится медленным корнем,
Скрыто листвою лицо, — красота лишь одна остается.
в лавровое дерево!


Но Аполлон так и не угомонился: начал ласково прижиматься к дереву, (флорафил такой!!!), раз уж девица в него превратилась: 
"Фебу мила и такой, он, к стволу прикасаясь рукою,
Чувствует: все еще грудь под свежей корою трепещет.
Ветви, как тело, обняв, целует он дерево нежно,

Но поцелуев его избегает и дерево даже.

Бог — ей: «Если моею супругою стать ты не можешь,

Деревом станешь моим, — говорит, — принадлежностью будешь

Вечно, лавр, моих ты волос, и кифары и тула».


Вот такая вот загагулина любовная получилась. Подводя итоги, можно сказать, что: 
  • чтобы не доставаться никому, Дафна предпочла стать Деревом (и сбылась ее мечта хранить вечное девство, "как Диана");
  • огорченный этой утратой, Аполлон все же взял утешительный приз - сделал лавровый венок наградой победителей на Пифийских играх, и атрибутом римских триумфаторов во время триумфальных процессий;
  • победителем в этой истории стал, пожалуй, Купидон: он доказал пафосному Аполлону, что лук луку рознь, размер бога не важен и роли не играет (хитер, черт!), и вообще нечего зря воздух сотрясать похвалами самому себе - мол, будьте проще, сядьте на пол. 

Теперь вы знаете все детали этой любовной истории и можете преспокойно рассматривать cкульптурную группу Бернини по часовой и против часовой стрелки в галерее Боргезе, пока не посмотрите все детали и фазы превращения нимфы в дерево.

Отличного вам Бернини)) 

Комментариев нет:

Отправить комментарий