вторник, 17 января 2017 г.

Где в Риме не обойтись без гида (ну или почти)?

рубрика #гидсоветует


Это не реклама. Это пост, рожденный долгими размышлениями по теме + очень полезными отзывами от туристов, которые посещали Рим самостоятельно с книжкой / аудиогидом в руках, и с частным гидом. Поэтому скромно опишу 3 пункта в моем личном списке must see c гидом.

Античность


Смотреть античность без гида - можно. Понять - не всегда. Почему? На все есть свои причины. Ну вот например: однажды я приехала в Рим и пошла на римский форум. С отличнейшим путеводителем. Он был прекрасен и незануден. Останавливалась напротив всех храмов и развалин, и читала отрывки из книжки.

На 20й минуте этого экзерсиса я захлопнула самый интересный в мире путеводитель, зафоткала всё, что смогла живописненько, и ушла восвояси. А я, на минуточку, историк искусства и в принципе любитель истории и археологии. Просто одно дело - сидеть дома с книжкой и схемами-планами, и совсем другое - наслаждаться прогулкой и ловить этот момент получения кайфа и релакс от того факта, что я сейчас в Риме, вау вау вау!!!

Не знаю, как другие стойкие оловянные солдатики, но я тухну от чтения книжки, когда тут солнце, голубое небо и вокруг такая красота. Хороший гид не просто расставит все акценты, но еще и интересно расскажет, покажет реконструкции как все было и почему сейчас выглядит вот так, и выстроит более-менее связную картинку в рассказе. Задача гида - пробудить интерес, утолить жажду, но прежде всего (я считаю) - выстроить в голове человека некую систему что откуда взялось, куда подевалось,  вообще зачем это всё. 

Вообще лучший ориентир в этом смысле - это честно самим себе ответить кратко  и тезисно на вопросы "Почему ЭТО - круто? Почему я должен смотреть на это? почему это must see?". А потом просто раскрываете тезисы. Вот вам и "главные слова".  

Представьте себя в Древней Остии или  на раскопках в Помпеях. Да, пейзажи. Круто и величественно. Куча каких-то прекрасных развалин, только ничего не понятно. И даже табличек толковых с подписями нет. Далеко не все мы прекрасные картографы и следопыты, поэтому всем НеАрагорнам гид в огромном раскопанном городе поможет не просто расставить акценты, но и вообще сориентировать на местности. 

Галерея Боргезе


Если вы не скульптор и не художник, то гид в галерее Боргезе вам точно не помешает. Аудиогидов на русском языке там нет, поэтому или читайте все заранее хотя бы о Бернини и Караваджо, или приготовьтесь трепещать перед шедеврами, не всегда понимая, куда там нужно смотреть еще, кроме всем известных ракурсов и деталей. 

И тем не менее даже художникам и людям из этой сферы часто неизвестны всякие классные подробности историй шедевров, поэтому экскурсия в Боргезе с гидом - это всегда увлекательно. Если, конечно, гид не зануда. 

Я вижу эту экскурсию вот как: погружение в эпоху, ее нравы, рассказ о действующих лицах, о том, для чего и зачем строилась галерея и собственно вся вилла. Не рассказать историю хозяина галереи - это преступление: личность папского племянника это ключ к пониманию формирования коллекции. Полезно освежить некоторые сюжеты картин и скульптур, не все же спят с Библией или Овидием в обнимку ))) Полезно и рассказать кое-какие технические вещи, но без перебора. Только если публика оч просит. Гид отличается от историка искусства тем, что гид должен быть в первую очередь - storyteller. 

Гид должен сделать так, чтобы даже самый далекий от искусства человек не просто восхитился, а через ваши истории ЗАПОМНИЛ действительно важные вещи. И пронес их в своем сердце через километры и многие годы. Это методика и дидактика, детки. Когда цель экскурсии не поставлена и не обрисована - в голове у гида и клиента потом будут каша, сумбур, и анархия тараканов-революционеров, свергнувших царя. 

Ватикан


С Ватиканом все вообще сложно. Для начала клиенту неплохо бы почитать, что такое Ватикан и с чем его едят (можно это сделать вот здесь). Если вы уже определились, что конкретно хотите посмотреть в Ватикане, и выбор пал на МУЗЕИ, то у вас есть 2 альтернативы: посмотреть все самим с аудиогидом в руках, сгинуть в чреве музеев на весь день, и в итоге выползти из них, когда котелок уже совсем не варит, или же делегировать этот гемор человеку, который возьмет за это гонорар, но сэкономит ваше время, так как: а) знает, куда идти; б) правильно расставит акценты, что важно посмотреть, а что можно пропустить; в) логично, интересно и с картинками расскажет, чем же так крута Сикстинская капелла и вот это всё. 

По опыту скажу, что даже лютые звери-искусствоведы на 5-6 часу в музеях стухают так, что уже не хочется ни.че.го. Ну разве что бокал Джека. Который Дэниэлс. В формате #дайтедва. 

Прогулку по Трастевере или по городу исключительно с гидом здесь рекомендовать не буду, потому что у всех на это разные взгляды, и кто-то хочет самостоятельно открывать новое и дышать этим городом, а кому-то круче делать это в компании человека, который может рассказать кучу полезного и интересного+разбавить стандартные достопримечательности фишками, которые знают только местные. Но выбор опять же за клиентом. 

Но теперь поговорим обо мне. Вот я гид. 
Зачем я бы взяла экскурсии для себя в других городах? 

я на отдыхе. Более няшного клиента, чем я, просто сложно представить:
я со всем согласна, подпишусь на любой кипиш, мне ваще все нравится.
Я не умничаю. Я слушаю вполуха, но очень убедительно поддакиваю
(большой опыт в семье, поверьте).
Заплачу сколько скажут. Не делаю мозг с логистикой и расписанием.

Перед поездками, особенно перед краткосрочными вылазками, я ничего не читаю из истории города и страны. Даже не пишу список must see. Я настолько профдеформирована, что хочу выключить в себе гида и искусствоведа в отпуске. Мне плевать на половину картин, музеев, церкейи, раскопок и я НЕ ХОЧУ тратить свое время на форумах в поисках всяких лайфхаков типа "как сэкономить 3 копейки билете или поездке туда-то". Предпочитаю или просто бродить-есть-пить в городе, или же делегировать это профессионалу, который обо всем позаботится, и правильно делает, что берет за это деньги, потому что это реальный гемор для людей на отдыхе. 

Мне нравится дышать городом, бродить по улочкам, фотографировать дверные ручки и людей, есть вкусняшки. Будет по пути стоящая церковь или музей - да бога ради, но специально я туда не пойду. Гидов стараюсь все же найти, хотя бы для прогулки по городу, как раз по всяким крутым местам типо крыш и подземелий, подворотен и переулков, куда сама бы фиг зашла. В музеи тоже наверное охотно пошла бы с интересным рассказчиком, правда за 2-3 дня в городе очередь музеев не наступает. Музеи - это повод вернуться, если речь, конечно, не идет о чем-то ну ооочень выдающемся. Мне очень нелегко было перейти к этой схеме. Ибо студенческое "нененене, надо уделаться, но все посмотреть" во мне было очень сильно. 

Ну, вздрогнули. Поумничала немного, и как миленькая снова пошла работать :) 
Тепла вам. Солнечного и человеческого. 
Ваша М.

Комментариев нет:

Отправить комментарий