Как можно приехать в рим и не подавиться спортивного интереса ради в летней, набитой битком туристами галерее боргезе? :) Похоже, еще до того, как попасть туда, мы уже практически наизусть знали все шедевры коллекции несравненного шЫпиона Боргезе, которые в нас систематически запихивали преподаватели в универе на лекциях. А потом перед экзаменами мы еще раз запихивали эти знания в головы, утрамбовывая их, как утрамбобывают японцев в метро.
И я вот как-то раз подумала, почему бы не сделать несколько смешных постов об искусстве, чтобы у всех несведущих, но искренне желающих приобщиться, возникло желание совершить паломничество в какой нибудь римский музЭй и распробовать искусство на вкус. А вдруг понравится? Пока начну с самого элементарного - разбора сюжетов.
Ну вот Бернини, например. Кто такой Бернини?-спросите вы. Если я включу искусствоведа, начну нудеть, что это гений и маэстро римского барокко, выдающийся скульптор и архитектор, в его послужном списке стотыщ шедевров, няняня. В общем, гений чистой красоты, человек и пароход своего времени.
И вот перед нами один из шедевров Бернини в галерее Боргезе: несравненная скульптура Бернини на весьма (как оказалось) популярную мифологическую тему - Мужик и Дерево Аполлон и Дафна. Вот. Про неразделенную любовь, значит.
Чтобы разобраться в содержательной стороне вопроса, нужно не полениться и залезть в "Метаформозы" Овидия и найти соответствующую часть, где рассказывается эта история безответной любви Аполлоши.
Итак. Победив ужасного Пифона своими золотыми стрелами, Аполлон учредил Пифийские игры в честь этой победы, которой он весьма гордился. Греческие юноши, выигравшие состязания, получали в знак победы венок из дубовых листьев (так как лавра тогда еще не было). И эта маленькая деталь, о которой упоминает Овидий, весьма важна для нас. Гордый своей победой, Аполлон совсем надулся от собственной важности, и однажды потроллил Купидона, мол, ну-ну малыш, играешься с луком? Утютю не пристали детям такие игрушки, мой лук больше, значит - круче, а что твой сделал для хипхопа? А, какие то страсти и факелы любви разжигает? ну-ну!
Аполлон Бельведерский, Ватиканские музеи |
Купидон эти слова не простил, и, чтобы проучить заносчивого блондина, подстрелил стрелой, что любовь отвращает, нимфу Дафну, дочь Пенея, которая славилась тем, что мысли о любви и замужестве были ей еще до стрелы Купидона противны, а уж после и тем более. В нашего прекрасного блондина Аполлона Купидон метнул ту, что разжигает. Ранил до мозга костей, кстати.
Вот вам и драма получилась-он ее любит, а она его-нет:
"Схвачены были тесьмой волос ее вольные пряди.
Все домогались ее, — домоганья ей были противны:
И не терпя и не зная мужчин, все бродит по рощам:
И не терпя и не зная мужчин, все бродит по рощам:
Что Гименей, что любовь, что замужество — нет ей заботы".
Ей-то нет заботы, а бедняга Аполлон с ума сходит от ее красоты. Сначала комплиментами нимфу мучил, потом мольбами, а затем он перешел на угрозы - мол, я человек важный, обо мне в интернете написано, я не пастух какой без роду без племени, ну-ка иди сюда!!!
"Все ж, полюбилась кому, спроси; я не житель нагорный,
"Все ж, полюбилась кому, спроси; я не житель нагорный,
Я не пастух; я коров и овец не пасу, огрубелый.
Нет, ты не знаешь сама, горделивая, нет, ты не знаешь,
Нет, ты не знаешь сама, горделивая, нет, ты не знаешь,
Прочь от кого ты бежишь, — оттого и бежишь! — мне Дельфийский
Край, Тенед, и Клар, и дворец Патарейский покорны.
Сам мне Юпитер отец. Чрез меня приоткрыто, что было,
Есть и сбудется; мной согласуются песни и струны.
Край, Тенед, и Клар, и дворец Патарейский покорны.
Сам мне Юпитер отец. Чрез меня приоткрыто, что было,
Есть и сбудется; мной согласуются песни и струны.
Правда, метка стрела у меня, однако другая
Метче, которая грудь пустую поранила ныне.
Я врачеванье открыл; целителем я именуюсь
В мире, и всех на земле мне трав покорствуют свойства.
Только увы мне! — любви никакая трава не излечит...(ну, это он еще домашний ганджубас моего римского камрада Гаспара не пробовал, а то сразу бы излечился, как пить дать).
Метче, которая грудь пустую поранила ныне.
Я врачеванье открыл; целителем я именуюсь
В мире, и всех на земле мне трав покорствуют свойства.
Только увы мне! — любви никакая трава не излечит...(ну, это он еще домашний ганджубас моего римского камрада Гаспара не пробовал, а то сразу бы излечился, как пить дать).
Слушая весь этот горячечный бред, Дафна решила утекать подальше от перевозбужденного блондина. Тот - за ней. Тоже кабанчиком))). Уже почти нагнал, похотливо дышит в затылок, хочет обнять бедняжку, и тут она обращается к своему отцу с просьбой избавить ее от этого любовного кошмара:
молвит: «Отец, помоги! Коль могущество есть у потоков,
Лик мой, молю, измени, уничтожь мой погибельный образ!»
и ТУТ...начинается метаморфоза...или подействовал ганджубас Гаспара? Как бы то ни было,
Только скончала мольбу, — цепенеют тягостно члены,Дафна преврашается... |
Нежная девичья грудь корой окружается тонкой,
Волосы — в зелень листвы превращаются, руки же — в ветви;
превращается... |
Резвая раньше нога становится медленным корнем,
Скрыто листвою лицо, — красота лишь одна остается.
Скрыто листвою лицо, — красота лишь одна остается.
в лавровое дерево! |
Но Аполлон так и не угомонился: начал ласково прижиматься к дереву, (флорафил такой!!!), раз уж девица в него превратилась:
"Фебу мила и такой, он, к стволу прикасаясь рукою,
Чувствует: все еще грудь под свежей корою трепещет.
Ветви, как тело, обняв, целует он дерево нежно,
Но поцелуев его избегает и дерево даже.
Бог — ей: «Если моею супругою стать ты не можешь,
Деревом станешь моим, — говорит, — принадлежностью будешь
Вечно, лавр, моих ты волос, и кифары и тула».
Вот такая вот загагулина любовная получилась. Подводя итоги, можно сказать, что:
- чтобы не доставаться никому, Дафна предпочла стать Деревом (и сбылась ее мечта хранить вечное девство, "как Диана");
- огорченный этой утратой, Аполлон все же взял утешительный приз - сделал лавровый венок наградой победителей на Пифийских играх, и атрибутом римских триумфаторов во время триумфальных процессий;
- победителем в этой истории стал, пожалуй, Купидон: он доказал пафосному Аполлону, что лук луку рознь, размер бога не важен и роли не играет (хитер, черт!), и вообще нечего зря воздух сотрясать похвалами самому себе - мол, будьте проще, сядьте на пол.
Теперь вы знаете все детали этой любовной истории и можете преспокойно рассматривать cкульптурную группу Бернини по часовой и против часовой стрелки в галерее Боргезе, пока не посмотрите все детали и фазы превращения нимфы в дерево.
Отличного вам Бернини))
Комментариев нет:
Отправить комментарий